«МАТРА»

Художница Евгения Гольцева, живущая и работающая в Нижнем Новгороде, создала уникальный авторский проект «Матра», в котором традиция соединяется с современным искусством.
Её творческая практика основана на внимательном диалоге с культурным наследием России, но при этом открыта к мировым художественным контекстам.
Гольцева осмысляет феномен народной игрушки, превращая его в коллекционный объект искусства, наделённый философской глубиной.
Концепция «Матры» возникла как ответ на утрату сакрального значения традиционной матрёшки, утратившей в массовом производстве символическую значимость.
Название проекта отсылает к санскритскому слову «матра», обозначающему меру или единицу времени, равную вдоху и выдоху.
Таким образом, каждая кукла становится не только предметом, но и метафорой времени, воплощая непрерывность бытия.

Yulia Bogichevich, галерист, дилер

Автор соединяет архаику и современность: в орнаментике соседствуют геометрия, растительные мотивы, отсылки к городецкой росписи и отголоски русского авангарда.
В каждой форме ощущается работа мысли, которая структурирует «вселенную» внутри куклы.
Скульптурная особенность «Матры» заключается в её полой, неделимой структуре, противопоставленной традиционной матрёшке.

Каждая «Матра» уникальна: их облик формируется как комбинация элементов, напоминающих химическую формулу.

Таким образом, «Матра» становится не просто скульптурой, а самостоятельным философским высказыванием о времени, культуре и космосе.

Yulia Bogichevich, галерист, дилер

Проект «МАТРА»

Матрешка… как много в этом слове «для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось». Да и не только русское сердце: для иностранцев матрешка давно стала культурным кодом, персонифицируемым загадочную русскую душу вместе с балалайкой и медведем.


По наблюдению художника и дизайнера Евгении Гольцевой, автора проекта «МАТРА», несмотря на искреннюю любовь людей к матрешке как части нашей культуры, мало кто готов «пригласить» ее в пространство своей квартиры в качестве арт-объекта. Игрушка для ребенка? Пожалуйста! Но в интерьер – нет: привычная нам матрешка существует в пространстве достаточно изолированно, очень трудно вступая в коммуникацию с пространством и зрителем. Хотя сама матрешка – персона активная, «любит цветы», яркие цвета и народные мотивы.

Проект «МАТРА» вырос из вот этой одной мысли о невозможности коммуникации как попытка осмыслить и видоизменить диалоговые возможности привычного.

Оригинальная матрешка несет в себе сакральный смысловой код единства: все в одном, один вмещает многих – мысль достаточно сложная для сегодняшнего времени, когда каждый заботится о своей индивидуальности. Каждая Матра Евгении Гольцевой – отдельная персона, индивидуальность, впитавшая в себя многие культурные смыслы и образы мировой художественной культуры. Интересно, что время как бы растягивается в пределах одной формы: от архаики до авангарда. Все, что было «ритуально» значимо в истории искусства, приобретает эстетическое значение. Восхищает способность художницы к преобразованию и переработке впечатлений накопленного визуального опыта, смелость в создании новых сочетаний и комбинаций образов. Таким образом, каждая Матра – своего рода квинтэссенция, genius artis – вызывающая эмоции в зрителе, независимо от его культурного бэкграунда.


Таланова Анна, исскуствовед, арт-менеджер, к.ф.н.

Матра – это не оспаривание традиций, не попытка спровоцировать зрителя, но приглашение к диалогу. Это не посягательство, но очень грамотная и бережная работа с формой, попытка вывести матрешку из коммуникационного вакуума и сделать полноправным участником пространства. Более того, в том, как каждая Матра способна организовать пространство, чувствуется сила дизайнерского таланта Евгении Гольцевой.